Михаил Хазин: Некоторое время тому назад на заседании Клуба в достаточно жестких терминах обсуждалась политика Центрального банка и денежных властей РФ. И вот прозвучало интервью зампреда ЦБ Заботкина, в котором он начал объяснять, что “ЦБ не подчинен МВФ и они никак не связаны, хотя МВФ показал свою позитивную роль в поддержке борьбы с инфляцией в 1990-х гг.”. Мы все прекрасно знаем, что целью “борьбы с инфляцией” была ликвидация промышленности РФ. Потому что сокращение денежной массы, которым занимался Центробанк по рекомендации МВФ в условиях, когда денежная масса недостаточна, ведет не к уменьшению инфляции, а к ее увеличению - растет инфляция издержек. И по этой причине в 90-е годы и политика ЦБ в лице В. Дубинина, и политика Правительства в лице Е. Гайдара были абсолютно разрушительными.

Именно Дубинин по рекомендациям американцев устроил абсолютно рукотворный дефолт с политикой фиксированного курса осенью 1998 г. (его неизбежность была описана еще в сентябре-октябре 1997 г. финансово-экономическим управлением Президента РФ). Там была проведена классическая аппаратная интрига. Когда мы в 1997-1998 году написали доклад о неизбежности дефолта, то в ЦБ поняли, что их могут уволить. Тогда они придумали замечательную «мульку» - деноминацию. Логика была простая: пока они делают деноминацию, которая должна была начаться с 1-го января 1998 года, а завершиться 31-го марта, увольнять их нельзя. А к 31-му марта ситуация зашла уже так далеко, что избежать дефолта уже было практически невозможно.

Надо отметить, что были и другие моменты в нашей истории, например, когда ЦБ руководил В.Геращенко, темпы экономического роста на начало 2000-х достигали 12-15 % годовых. Потом в ЦБ пришел С. Игнатьев и сразу же резко увеличил инфляцию: промышленная инфляция в 2003 году была порядка 14%, с 2004 года стала больше 28%.

Теперь к нам подключается Валентин Юрьевич Катасонов. Валентин Юрьевич, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, Вы то в этом деле профессионал, как МВФ работает с центральными банками, поскольку тут наш Центробанк в лице зампреда Заботкина сказал, что он абсолютно независимая от МВФ структура. А я хотел вас спросить, как устроено взаимодействие МВФ, даже не только с российским ЦБ, а вообще с Центробанками?

Валентин Катасонов: Действительно, Алексей Борисович Заботкин прав: до 24 февраля 2022 г. сотрудники МВФ из Москвы не вылезали, у них было свое представительство, они готовили ежегодные доклады о состоянии экономики РФ, обязательно неформально инспектировали ЦБ и включали свои пункты в отчеты ЦБ по денежно-кредитной системе РФ. Это было без каких-либо исключений и ограничений до 2014 года. Когда начались первые санкции, возникли охлаждения в отношениях между МВФ и РФ, на сегодняшний день такого отчета по ЦБ РФ нет.

Но я заметил интересную особенность! Я всегда говорил, что у ЦБ есть два очевидных куратора: Международный валютный фонд (МВФ) и Банк международных расчетов (БМР). Банк международных расчетов - структура более теневая, взаимодействие БМР и ЦБ закамуфлировано. Если посмотреть на сайт ЦБ, то там есть формальная страничка про МВФ. По своему статусу Центральный банк это банк второго уровня. Будем говорить, это неизбранные центральные банки. Но, тем не менее, руководитель банка этого второго уровня, Набиуллина, обязан несколько раз в год бывать в Базеле, в БМР. Никаких следов ее “путешествий” в Базель нет ни на сайте БМР, ни на сайте ЦБ РФ - это очень настораживает.

Есть и другие каналы влияния на ЦБ. Например, аудиторская компания. В последние годы ЦБ аудировался Ernst & Young - это, конечно, почти кадровые разведчики. И никто не знает, о чем они там договаривались.